Готовность Сочи к Паралимпиаде 2014

Сочи 2014 >> 27.03.2013
Готовность Сочи к Паралимпиаде 2014В дни проведения зимней Олимпиады и Паралимпиады в 2014 году в Сочи ожидается прибытие около двух тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья. Олимпийская столица готовится к приему таких особенных гостей, безбарьерная среда внедряется во всех общественных местах. Проверить, как сочинская реальность приспособлена к нуждам маломобильных граждан, я решила на собственном опыте.

Наш эксперимент мы решили начать с «ворот» города Сочинского аэропорта. Добираться до аэровокзала было решено на аэроэкспрессе, по дороге заодно проинспектируем вторые «врата» Сочи - железнодорожный вокзал. Первые трудности у меня возникли уже при заказе такси. Инвалидная коляска не помещается в багажник обычного автомобиля, поэтому нужно заказывать такси с большим багажником. Такие услуги в Сочи предоставляет всего одна фирма. Вместительный «Ситроен» прибыл вовремя, и мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы оттуда на аэроэкспрессе ехать в аэропорт Адлер. Таксист взял за поездку 230 рублей, крупногабаритностъ автомобиля на тариф не повлияла.

Найти на вокзале лифт для маломобильных пассажиров было непросто, внятной навигации при входе на вокзал практически нет. Выбравшись на перрон, увидела стрелки с характерным знаком «человек в инвалидной коляске», которые предлагали двигаться в сторону первого вагона. Там маломобильному пассажиру предстояло сесть в вагон. Но первый вагон остановился не в положенном месте, а немного дальше, так что в вагон придется запрыгивать.

Люди вокруг оказались на удивление отзывчивыми и сердобольными: ко мне подходят пожилые мужчины и женщины, девушки и парни. Все предлагают помощь. На мое боязливое: «А вы умеете? А вы меня не уроните?» - смущенно улыбаются и... уходят. В общем, сесть в поезд в коляске без риска для жизни не представлялось возможным, пришлось прервать эксперимент, на глазах изумленной публики сложить коляску и зайти в вагон. Кстати, в аэроэкспрессе навигации для колясочников нет, но, в общем, все достаточно удобно. Широкий проход, в начале вагона достаточно места, чтобы сманеврировать, пересесть в пассажирское кресло, и есть место, куда поставить коляску.

В аэропорту для инвалидов-колясочников приспособлено все очень удобно. Отличная навигация, очень заметная, и много парковочных мест для автомобилей, расположенных вблизи входа в аэровокзал. Впереди пандус, с виду довольно пологий, но я как-то нерешительно к нему приближаюсь, все-таки опыт управления коляской небольшой. Фотограф Стас отходит в сторону, готовится незаметно запечатлеть очередного отзывчивого человека, в том, что он появится, мы уже не сомневались. Действительно, рядом тормозит тонированная иномарка, на тротуар выпрыгивает мужчина в светлом плаще. С криком: «Девушка, я вам помогу! Не бойтесь. Я смогу!» - он буквально переносит меня через дорогу, спрашивает, не нужна ли мне еще какая-нибудь помощь, и возвращается в автомобиль.

Кстати, многие маломобильные граждане отмечают, что русские люди не умеют помогать инвалидам, хотя и выражают такую готовность. Сострадательные люди просто хватают за руку незрячего человека и буквально волокут его через дорогу, при этом не заботясь о том, что такими активными действиями его можно элементарно напугать. Так же и с колясочниками, хватать и толкать их вовсе не нужно. Если хотите помочь, вначале поинтересуйтесь, действительно ли человек нуждается в вашей помощи, и посоветуйтесь, как ее лучше оказать.

На стойке регистрации пассажиров место для регистрации маломобильных граждан отмечено крупными табличками, мимо не пройдешь. Колясочников регистрируют без очереди вместе с пассажирами бизнес-класса. Агент по организации пассажирских авиаперевозок - так правильно называется должность приветливой девушки за стойкой регистрации - Ирина Манцигина предложила мне место в начале салона самолета. Она рассказала, что пассажиры на колясках путешествуют редко, в месяц всего два-три человека бывает, но различные тесты и проверки устраивают частенько. Иногда даже сотрудникам аэропорта предлагают самим прокатиться на коляске.

Получив свой талон на регистрацию, отправляюсь исследовать здание аэровокзала. Здесь все удобно приспособлено для маломобильных граждан. В кафе «Шоколадница» официант любезно отодвинул стул и помог подкатить кресло к столику, горячий шоколад и эспрессо, правда, пришлось ждать минут 15, но это издержки сервиса.

Объявили посадку на рейс. Я направляюсь в зону предполетного досмотра. Здесь колясочникам поблажек нет, мобильное средство передвижения полагается пропускать через рентген. На время, пока коляску пропускают через специальное устройство (аэропорт недавно приобрел крупногабаритный аппарат, через который пропускают инвалидные и обычные детские коляски) мне предложили перебраться на диванчик из кожзама. Как и всем пассажирам, инвалиду нужно снять обувь и объемную верхнюю одежду и пропустить их через рентген. Сотрудники аэропорта с готовностью помогли раздеться, сложили вещи в специальный лоток, меня проверили с помощью портативного металлоискателя. Правила - общие для всех!

Итак, предполетные формальности закончены, я в зоне ожидания. Продолжаю исследовать пространство на предмет доступности. Во все магазины, расположенные в зале ожидания аэропорта, на коляске заехать невозможно. Хотя вход достаточно широкий, он перегорожен стойками с товаром, а прилавки и стеллажи стоят близко друг к другу. Продавцы, правда, все без исключения рады оказать помощь и по просьбе выносят товар, показывают, советуют. Причем никаких эмоций вроде сочувствия или жалости не выказывают, относятся к колясочнику, как к обычному покупателю. Инвалиды говорят, для них это важно: быть как обычные люди, не вызывать жалости. Об этом знает персонал аэропорта, тренинги по взаимодействию с маломобильными пассажирами здесь проводятся регулярно.

Перед дальней дорогой решаю посетить туалет, обнаружила его без проблем - желтые таблички с характерным знаком присутствуют повсеместно. И в мужском, и в женском туалетах есть специальная кабинка для колясочников. Там достаточно места, везде удобные поручни, раковина расположена на удобном уровне. Единственный недостаток - отсутствие бумажных полотенец в специальном устройстве.

Объявили посадку. К нашему самолету добираться предлагалось по телетрапу. В Сочи это нововведение появилось буквально на днях, первый телетрап был открыт в торжественной обстановке. Исполняющий обязанности управляющего директора ОАО «Международный аэропорт Сочи» Алексей Комаров пояснил, что пока этих удобных телетрапов в Сочи всего два, но в ближайшее время их будет уже двенадцать и все без исключения рейсы будут обслуживаться через них. Телетрап - это такой «рукав» - коридор, по которому пассажир прямо из здания аэропорта проходит в салон самолета. Нет необходимости ехать на автобусе и подниматься по трапу на борт. К телетрапу ведет удобный пологий пандус, на него колясочник легко может въехать самостоятельно. По широкому коридору телетрапа еду ко входу в самолет. Приходится постараться, чтобы не развить слишком большую скорость, рукав телетрапа идет под уклон вниз, специальных поручней для торможения нет, а тормозную систему коляски я еще не освоила в совершенстве. Сзади мою коляску уверенно подхватывают чьи-то сильные руки и катят вперед. Опять никто не спросил, нужна ли мне помощь. Может быть, я действительно выгляжу настолько беспомощно, что окружающие в этом даже не сомневаются?

Лихо подрулив ко входу в самолет, я вновь сталкиваюсь с непреодолимым препятствием. Коляска не проходит в узкую дверь самолета. Зона ответственности аэропорта за доступность среды для маломобильных граждан на этом этапе закончилась, и пассажир-колясочник оказывается в зоне ответственности авиакомпании. По правилам, в каждом самолете должна быть специальная узкая коляска, в которой инвалид может перемещаться по салону. На практике такое приспособление есть далеко не на всех бортах. Экипажи в таких ситуациях применяют грубую физическую силу; буквально берут инвалида на руки и переносят на место. Мне помогли сотрудники аэропорта, которые предоставили специальную узкую коляску, взятую на время в амбулифте - это такое устройство, которым колясочники пользуются в отсутствие телетрапа. В общем, не без трудностей проблема была решена, мою коляску стюарты сложили и отнесли в багаж.

Я покидаю салон самолета последней, на своих ногах. Продолжать эксперимент больше нет сил. А теперь представьте себе, что для тысяч людей только в нашем городе это не эксперимент на один день, а образ жизни. Ведь если наш день измеряется в часах и минутах, то день человека в коляске - подсчет бордюров, ступенек и ямок.
Автор: Ольга БЕРГЕН
газета «Кубанские Новости»




Популярные новости
Соцсети