Годовщина Краснодарского моря

Официально >> 03.04.2013
Годовщина Краснодарского моряТема Краснодарского моря поднимается в прессе с завидным постоянством. Пики интереса к этому объекту совпадают с природными катаклизмами и выборами. В первом случае люди вспоминают о соседстве с опасным объектом. Во втором - некоторые кандидаты, не зная, что предложить избирателям, разыгрывают проверенную карту водохранилища, обещая «покончить с безобразием». Данная публикация выбивается из общего фона уже тем, что мы не собираемся заниматься страшилками и не призываем ничего разрушать. Информационный повод другой. В этот день ровно 45 лет назад началось строительство Краснодарского моря, и мы предлагает вспомнить, как все это было.

3 апреля 1968 года - этот день вошел в историю как дата рождения Краснодарского водохранилища. «Первый кубометр грунта на месте будущего «моря» вынули земснарядом № 306 (начальник земснаряда - М. Вакарчук)», - писала газета «Советская Кубань». На самом деле масштабный проект родился раньше. Еще в 1966 году начались исследования территории будущего искусственного моря, а осенью 1967 года специально под строительство водохранилища был организован трест «Краснодаргидрострой». По своей сути, строительство водохранилища было огромным народным проектом сродни поднятию целины или прокладке БАМа.

- Как относились люди к водохранилищу? Да с огромным энтузиазмом. Мы верили, что «море» навсегда закроет вопросы подтоплений, а рыбы в водоемах станет больше. Ну и гордость за то, что Кубань будет давать миллион тонн риса благодаря водохранилищу, была огромная. Кстати, платили нам на стройке очень прилично по тем временам: я до 200 рублей в месяц получал. Это потом, после того как проект завершился, мы стали понимать, что не все так гладко. Рыбы стало только меньше, обещанного рисового миллиона мы не дали. Зато получили тысячи затопленных гектаров плодородной земли и осолонение почв. В одном плюсе нельзя отказать: водохранилище действительно решило проблему ежегодных паводков в нижнем течении Кубани, - вспоминает житель Майкопа, участник строительства водохранилища Алексей Проценко.

Однако далеко не все люди радовались стройке. Жители аулов, что должны были затопить воды «моря», были против. Более того, о планах строительства водохранилища они знали за много лет до 1968 года и только надеялись, что этому проекту будет не суждено сбыться.

Как бы там ни было, но строительство санкционировалось распоряжением Совета Министров СССР, а значит, «ни шагу назад». В народе до сих пор ходит легенда, что первому секретарю Краснодарского крайисполкома Сергею Медунову, который колебался по поводу строительства водохранилища, однажды позвонил лично генсек Леонид Брежнев и попенял на нерешительность. Этого оказалось достаточно.

Государство не жалело на стройку ни денег, ни кадров. На создание кубанского моря ушло 98 месяцев и 255,56 млн. рублей (в ценах 1969 г.).

Изначально «море» рассматривалось как ответ сразу на пять вопросов. Главный: ликвидация угрозы наводнения на территории общей площадью 600 тысяч гектаров с населением более 300 тысяч жителей. Второй: орошение рисовых чеков на площади более 200 тысяч гектаров. Кубанское море должно было обеспечить пресной водой Краснодар, Анапу и Темрюкский район. Рыборазводящие хозяйства в Приазовских лиманах нуждались в воде, и «море» должно было снять эту проблему. Последней в ряду задач стояло улучшение условий судоходства на реке Кубань на участке длиной более 400 километров.

Спустя пять лет, в 1973 году, первую очередь водохранилища сдали. Это были напряженные годы во всех отношениях: в круглосуточном труде, строительстве нового города Теучежска (Адыгейск) и домов в поселке Тлюстенхабль для переселенцев с затапливаемых территорий, разъяснительная работа с людьми, которым приходилось бросать свои дома и переезжать, как тогда говорили, ради общего блага. Со дна будущего моря было переселено более 11 тысяч человек, перенесено 28 кладбищ, 5 братских могил, вырублено более 16 тысяч гектаров леса. Полностью затопленными Краснодарским водохранилищем оказались несколько аулов и поселков.

- Строителям нередко было очень тяжело психологически, когда приходилось заливать бетоном кладбища. И хотя мы понимали, что без этого «море» не построить, чисто по-человечески было очень трудно. Некоторые отказывались работать. Да и с населением было не все гладко. Многие жители наотрез отказывались уезжать с насиженных мест. Приходилось вмешиваться даже милиции, - вспоминает Александр Епатко, начальник отдела водопользования и кадастра ФГБУ «Управление» Кубаньмелиоводхоз», участник строительства водохранилища.

Буфер сработал

Сегодня даже скептики и ярые противники водохранилища не могут отрицать того, что водохранилище выполнило главную свою задачу - спасло от затопления в пиковые паводковые периоды низовья реки Кубань.

- В 60-е годы мы жили в Краснодаре в переулке Подгорном, в паре кварталов от реки. Помню, что каждую весну во дворе вода стояла выше щиколотки. А в 1966 году так и вовсе улицы превратились в реки. Тогда было разрушено очень много домов. Поэтому, когда мы услышали о строительстве водохранилища, я помню, как мой дедушка радовался. Кстати, с тех пор наши дворы не топило ни разу, - рассказывает коренная краснодарка Ольга Гежа.

До строительства водохранилища пригород Краснодара часто затапливало: старожилы помнят и 1956-й, и 1966 год, когда затопленными оказывались более сотни населенных пунктов. И в годы эксплуатации водохранилище успешно выполняло свои основные функции. За этот период 16 раз были предотвращены крупные наводнения в низовьях реки Кубань.

- Нельзя обособленно подходить к оценке значения Краснодарского водохранилища. Этот водоем входит в целую сеть водохранилищ вместе с Шапсугским, Крюковским и Варнавинским и участвует в регулировании уровня воды. Кстати, мало кто знает, но существовало секретное постановление крайисполкома о строительстве двух водохранилищ. Одно на месте нынешнего Краснодарского, а второе должно было появиться в районе станицы Елизаветинской. Но в последствии этот проект переиграли. Однако в любом случае без водохранилищ нам нельзя было обойтись. Взять те же 30-е годы прошлого века, когда во время паводков практически ежегодно затапливались и населенные пункты, и плавни, и пахотные земли на площади в 650 тысяч гектаров, - объясняет Александр Епатко.

Теперь по рисоводству. Действительно, миллион тонн «белого золота» для Кубани пока остался недостижимой величиной. И сразу после крушения Союза об этой цифре иначе как с сарказмом не упоминали. Но сегодня, когда наши рисоводы стабильно дают более 800 тысяч тонн з год, миллионные планы уже не кажутся несбыточной мечтой. Возможно было бы это без Краснодарского моря, которое наполняет чеки водой? Ответ однозначный: нет.

- Что касается экономической составляющей, то затраты на строительство водохранилища и создание глобальной системы чеков окупились. Здесь и большие урожаи риса, и предотвращение затопления огромных территорий. Простой пример: в 1966 году ущерб от наводнения составил 60 миллионов рублей, - комментирует Валерий Жирма, доцент кафедры физической географии КубГУ.

Проще говоря, экономический эффект от «моря» очевиден, и оспаривать его бессмысленно. Вместе с тем водохранилище уже самим своим существованием подняло огромный пласт проблем, которые волнуют общество: экология, сохранение исторического наследия, безопасность, наконец.

А если все-таки рванет?

Стоит произойти где-то в мире землетрясению, как тут же просыпаются доморощенные «знатоки» и начинают примеривать ситуацию к нашему водохранилищу.

За разъяснениями мы обратились к Александру Епатко, который вот уже почти полвека занимается проблематикой Краснодарского водохранилища.

- Водохранилище - это сложнейший гидротехнический комплекс, в котором предусмотрены самые различные сценарии чрезвычайных ситуаций. Апокалиптические заявления о последствиях прорыва дамбы иначе как бредом назвать трудно. Дело в том, что вокруг самого водохранилища существует целая система каналов, низменностей и преград, которые не дадут пройти волне. Они ведь должны сначала наполниться. Так что все сметающей на своем пути волны, как показывают в фильмах-катастрофах, не будет.

Относительно крепости сооружений существует тоже несколько мнений. С одной стороны, Станислав Кошарницкий уверяет, что «за качество сбросных сооружений, судоходный шлюз я спокоен. Государственная комиссия приняла объект с оценкой «отлично». Такое в истории Советского Союза случалось нечасто». С другой - фотографии огромных трещин в дамбе регулярно появляются на страничках пользователей Интернета.

- Сразу после развала Союза водохранилище оказалось в очень непростой ситуации, - подчеркивает Александр Епатко. - В условиях сниженного финансирования приходилось экономить буквально на всем. Поэтому широко использовался принцип «как бы чего не вышло». Тогда же, перестраховываясь, специально понизили уровень воды почти на метр. Сезонные скачки температуры плохо сказались на дамбе: вода проникала в швы между плитами и замерзала. Расширялась и рвала швы. В некоторых местах образовались каверны до полутора метров шириной. Тогда же была применена практика, которая дала толчок к заиливанию «моря»: воду на зиму стали сливать почти полностью, а потом весной опять наполнять чашу. За счет большого перепада высот появлялось очень сильное течение, которое весь речной ил смывало в водохранилище. Когда ситуация в стране немного выровнялась, за водохранилище взялись на государственном уровне. Прорехи в дамбе залатали и сейчас постоянно ведутся профилактические работы. С илом тоже борются, производя регулярные чистки дна земснарядами.

И последний вопрос, который до сих пор является козырной картой в руках противников водохранилища: наше рукотворное море - одно из немногих, где нет гидроэлектростанции, в то время как край покупает энергию у соседних регионов. Этот просчет очевиден, но имеет свои объяснения. Оказывается, еще на стадии проектирования вариант строительства ГЭС рассматривался. Но после того как советские экономисты все посчитали, выяснилось, что станция будет нерентабельна из-за своей малой мощности. Но технологии развиваются. И сегодня уже существуют проекты строительства генерирующих энергию станций на нашем рукотворном море.

Кубанское водохранилище даже просто в силу своего масштаба вызывало и будет вызывать слухи, домыслы, проекты по его реконструкции либо уничтожению. Кстати, кампанию по его «демонтажу» мы уже проходили в 90-х. Тогда сторонники осушения моря оказались в меньшинстве. А затем в 2002 году водохранилище спасло от затопления сотни хуторов и станиц края. Поэтому логика подсказывает: нужно сконцентрироваться не на размышлениях о «нужности-ненужности», а на решениях вопросов безопасности, реконструкции, эффективного и бережного отношения к тому, что построили наши родители.
Автор: Полина ФАЛИНА, Иван ПРЫТЫКА
газета «Кубанские Новости»




Популярные новости
Соцсети