Международный фестиваль славянской культуры 2013

Культура >> 08.08.2013
Международный фестиваль славянской культуры 2013
В 2004 году по инициативе В. И. Гончарова, тогда главы Славянского района, при поддержке администрации Краснодарского края, по благословению тогдашнего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был проведен первый Международный фестиваль славянской культуры. И, как было задумано, он стал традиционным.

ФЕСТИВАЛЬНЫЙ АВГУСТ НА СЕЛЕ

Каждый год вносит те или иные перемены в фестивальную программу (трагедия в Крымске в 2012 году заставила и вовсе отменить его), но сохраняется некий «каркас», на котором фестиваль держится и который многажды себя оправдал. Как рассказала начальник Управления культуры Славянского района Г. И. Черноусова, среди таких «столпов» программы прекрасно зарекомендовали себя краевые фестивали, проходящие в рамках фестиваля международного: это «Кубань поет Пономаренко» и детский фестиваль «Радость».

В нынешнем году песни Григория Пономаренко исполняли около 500 человек, 42 коллектива, а в конкурсной программе фестиваля «Радость» приняли участие 340 юных артистов – 38 детских коллективов. Всего же в песенной части фестивальной программы участвовали более полутора тысяч человек, 250 мастеров декоративно-прикладного искусства приехали на ярмарку в «Город мастеров», а участниками фестиваля в целом стали 2260 человек! Зарубежную часть программы фестиваля составили творческие коллективы из Белоруссии, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Чехии, Словакии, с Украины.

Одна из изюминок фестиваля – открытие его зарубежными коллективами в сельских поселениях – появилась где-то в середине фестивального девятилетнего марафона и сразу прижилась. Идея, говорят, принадлежит самим гостям, которые, одолев неблизкий путь на Кубань, в первый же вечер (гости съезжаются в четверг, а торжественное открытие происходит в пятницу, на следующее утро) захотели отправиться к местному зрителю. Тогда и решили сделать такое неофициальное начало фестиваля в сельских поселениях: и народ в станицах повеселить, и гостям дать возможность неформально пообщаться.

Зарубежных гостей «Славянска-2013» в нынешнем фестивальном августе принимали четыре поселения: Анастасиевское, Петровское, Прикубанское и Черноерковское. Анастасиевцы встречали коллективы из Словакии, Белоруссии и Адыгеи. В 19 часов в СКЦ станицы Анастасиевской царила праздничная суета: местный фольклорный коллектив дежурил на ступеньках, девчонки из молодежного коллектива готовились вручать гостям хлеб-соль. Сорок человек студенческой и рабочей молодежи из словацкого города Старолюбовня добирались на фестиваль два дня, но общались охотно и плясали от души.

Как рассказала руководитель ансамбля «Любовня» Алена Коневалова, на Кубани и на фестивале они впервые, хотя успели побывать в Португалии, Турции, Италии, на Украине. Чего ждут от фестиваля, что хотят увидеть на Кубани? Встретиться с такими же творческими коллективами, поесть кубанского борща, искупаться в море... и «попробоват вашего…мелон, как это по-русски… полосатый и красный?» Оказалось, речь идет, кто бы мог подумать, об арбузе!

КРАСНА ЯРМАРКА… МАСТЕРАМИ

Культура – понятие многообразное, декоративно-прикладное искусство – его неотъемлемая часть. Потому одну из самых ярких страниц фестиваля на протяжении всех девяти лет его истории составляет ярмарка, или «Город мастеров». Место его постоянной прописки – городской сквер и прилегающая часть улицы Красной. Некоторых мастеров, уже ставших завсегдатаями фестиваля, как, к примеру, дагестанских ювелиров из высокогорного села Унцукуль, прикладников из Ростова-на-Дону (декоративная керамика), мастеров из Новокузнецка (картины из бересты), уже можно найти с закрытыми глазами: они за годы работы на фестивале облюбовали постоянные места.

Сильная сторона ярмарки – мастерклассы. Из года в год их проводит, к примеру, народный мастер Кубани, член Союза художников России, создатель авторской школы художественной керамики, лауреат краевых и международных выставок и фестивалей Г. П. Машкарин. Конечно, не у всех такой уровень, но научиться расписывать керамику, а заодно узнать секреты и тонкости создания авторских работ, правильно класть стежки, вышивая крестом или бисером, сделать первые шаги, осваивая технику бисероплетения, на ярмарке мог каждый желающий. Постоянных участников ярмарки встречали как старых знакомых, но неизменный интерес вызывали новички, впервые представившие свое творчество на суд взыскательного фестивального зрителя.

Впервые на славянском фестивале в этом году побывал Ярослав Гайдук из станицы Каневской. Он потомственный мастер по плетению из лозы: «Дед плел, отец плел, теперь я и вся моя семья плетем!» Лозу семья Гайдук не только по берегам речек и ериков срезает, но и выращивает на собственном огороде. Потом вымачивают, отбивают, и только тогда начинается творчество. Действуя морилкой, лаком, мастера добиваются разного цвета лозы: от натурального до орехового и белесого. Корзинка, сплетенная из трехцветной лозы, становится просто украшением стола! Наталья Черемис из Краснодара – автор собственной технологии обжига и росписи керамики. Когда я узнала, сколько сил и времени уходит на производство одной декоративной глиняной тарелочки, мне захотелось повесить ее на стену и только любоваться! Два сорта глины, в один добавляется шамот – высушенная и размолотая в порошок глина, авторская роспись глазурью, рисунок по наитию – эксклюзив!

Прикладники – люди самых разных профессий, часто неожиданно далеких от декоративного искусства, но объединяет их страсть к творчеству. Именно она привела волгоградского медика Валентину Кожухову к изготовлению картин из кожи. Полтора года назад она начинала со старой сумки, с которой срезала кожу и накрутила первые лепестки для розы. Потом в ход пошли замшевые перчатки и жатая кожа жилета. Сейчас у Валентины несколько десятков картин и первое участие в выставке в Волгограде, затем в селе Вешенском в мае этого года, теперь фестиваль в Славянске.

Но настоящий «художественный» шок испытала, увидев подлинно музейные экспонаты – кукол Татьяны Левченко из Краснодара. Куклами технолог швейного производства занялась несколько лет назад, причем по самой тонкой и дорогой технологии – валяния из синтепуха. Лица Султана, байкерши Бабы-яги (мотометла, краги, кожаные башмаки), Принцессы, Портного, Ангела как настоящие, живые. Одежда – просто театральные костюмы: бархат, вельвет, органза, итальянский гипюр, немецкие кружева. Обувь – и остроносые восточные туфли Султана, и изящные туфельки Принцессы – Татьяна шьет сама, изощряется шить даже белье для своих кукол. На каждую уходит до двух месяцев, а начинается с того, что Татьяна придумывает характер, потом одежду (часто лоскуток в корзинке для остатков выводит на идею) – и куклы начинают жить самостоятельной жизнью.

– Вот, на фестиваль заставили меня ехать,– говорит мастерица.

ДО ДОМУ, ДО ХАТЫ…

Славянская культура немыслима без роскошных в этнографическом смысле деталей казачьего быта. Выставка казачьих куреней присутствовала на фестивале изначально, и ее перемены коснулись мало, разве что в первые годы в них щедро угощали и наливали. Но потом курени стали минимузеями, что-то взяв от «Атамани».

Каждое поселение постаралось воссоздать настоящую хату казака с домашней утварью, ткаными дорожками, иконой в «красном» углу, вышивками на стенах, подсолнухами и глечиками у плетня. Не стал исключением и нынешний фестиваль. Бисер Киров, президент фестиваля, в очередной раз не смог сдержать восхищения:

– Это можно видеть не в кино, не в музее, а в жизни! Казачий быт, все эти рушники, печки, самовары бережно сохраняются в селе, и каждый селянин знает, что это такое. Это здорово, я здесь увидел, чем жива казачья душа.

Курень Петровского сельского поселения стал «хатой кузнеца» – с настоящей кузней, с кузнечными мехами. Тут же потомственный кузнец Николай Дмитриевич Бижко бьет молотом по наковальне, а директор Петровского СКЦ Николай Алексеевич Кияшко ему помогает. На летней кухне «поварихи» стараются, с пылу с жару пирожки подают, а экскурсию по «кубанской хате» водит хозяйка куреня Наталья Антоновна Григоренко. Есть на дворе и стог сена, и горка из арбузов, и детские качели, а в углу подворья всё готово для замеса самана – из него кубанские казаки строили хаты.

Черноерковское поселение показало «хату рыбака» – с сетями, вентерями и вершами, небольшим прудиком с рыбой, Анастасиевское поселение – «хату пекаря» со свадебными пирогами и «гильцем» – сложным сооружением из теста, какое ставят на стол перед молодоженами. Рисовое сельское поселение представило «хату пасечника» – с деревянными колодами бортников во дворе, ульями, настоящим пасечником Владимиром Богосовичем-Кочканяном. Вышивальщицы из Кировского куреня выделялись еще бабушкиными вышитыми подушками и подзорами. Протокский курень собирал зрителей в «хате земледельца», где стол ломился от фруктов и овощей.

На восьмом фестивале в 2011 году изюминкой стал конкурс блюд национальной кухни: сербы жарили поросенка, боснийцы готовили мусаку, турки – овощной плов. В этом году решили не рисковать с санитарными правилами. Но печи в куренях горели, и в гости селяне приглашали. Черноерковцы угощали ухой, анастасиевцы – пирожками, чай с медомможно было попить в «Рисовом курене», а настоящего кубанского борща «з галушкою» – поесть в Петровском курене. Не отказывались от угощения и почетные гости фестиваля. К примеру, Галина Солянина, и. о. министра культуры края, не только борщ попробовала, но и рецепт записала. Оксана Костенко – одна из «поварих» поделилась им:

– Як борщ докипае, замесить галушку, та на кислячке, на вершковой сметанке, а внутрь лепешки положить сальце толченое с лучком и чесночком, чуть соды – и месить!

Фестиваль, как оказалось, выполняет и еще одну роль: напоминает землякам, разбросанным по городам и весям, об их малой родине. Теперь москвичи и петербуржцы подгадывают свой отпуск к первой неделе августа. Так делает уже давно Светлана Григорьевна Заградская, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России, журналист, специалист комитета культуры при Правительстве Москвы. Это она познакомила москвичей с фольклорным коллективом «Казачьи напевы» станицы Анастасиевской – те и «козу водили» по Красной площади, и Святки разыгрывали.

– Фольклор,– уверена она,– это стержень. Пока жива кубанская «балачка», пока «водят мыланку», у нас есть корни, мы народ, а не население.


Любовь ЧУЦКОВА
газета Кубань СЕГОДНЯ