Интервью с артистическим директором сочинского Зимнего международного фестиваля искусств

Культура >> 28.02.2013
Интервью с артистическим директором сочинского Зимнего международного фестиваля искусствИнтервью с артистическим директором сочинского Зимнего международного фестиваля искусств Юрием Башметом:

- Ваш Зимний фестиваль в Сочи стал уже визитной карточкой города, из которой выросла Культурная Олимпиада. Проект изначально был связан с Олимпийскими играми?

- Этот фестиваль родился за несколько месяцев до того момента, когда Сочи объявили олимпийской столицей. Он возник почти случайно, из юбилейного тура ансамбля «Солисты Москвы». Тогда мы сыграли 39 концертов почти во всех регионах России, разве что до Чукотки не доехали. А начали путешествие как раз в Сочи - в тот день, когда там находилась комиссия по проведению Олимпийских игр. На нашем концерте побывали и представители Международного олимпийского комитета, и наши конкуренты из Зальцбурга и из Кореи. Были там и мои друзья Михаил Швыдкой, Ирина Роднина и Вячеслав Фетисов. Концерт прошел с большим успехом. После, поднимая тост на банкете, Швыдкой сказал: «Если мы не выиграем Олимпиаду, скажут, что культура виновата». А через несколько месяцев Сочи победил. Я тогда не поленился, позвонил Швыдкому и сказал: «Вот пусть теперь говорят, что культура виновата!» Так и возникла идея фестиваля в Сочи.

- Фестиваль расширяется: он уже превратился из музыкального в фестиваль искусств. В этом году к вам присоединился спорт - прошел сеанс одновременной игры двенадцатого чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова и воспитанников Сочинской спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва по шахматам. Планируете и дальше так развиваться?

- Мы давно заявили о разножанровости и будем придерживаться этой идеи. В этом году, например, мы привезли художника Михаила Шемякина в Сочи, Анатолий Карпов приехал. Конечно, чтобы Зимний фестиваль в Сочи прозвучал на весь мир, надо представлять здесь мировую элиту, но это требует большого бюджета. Невероятно сложно в одно время собрать всех этих прекрасных и ужасно занятых людей в одном месте. Нам это удается, к счастью.

- В Сочи концерты фестиваля проходят при полном аншлаге. И все же люди жалуются, что билеты достаточно дорогие и не все могут их купить. Вы знаете об этой проблеме?

- Фестиваль проходит при спонсорской финансовой поддержке, поэтому цены на билеты адекватные. Приезд артистов в данном случае не зависит от стоимости билета. Например, на концерты фестиваля ходит одна пенсионерка, которая для этого целый год откладывала деньги. То есть к нам приходит настоящий зритель, который действительно любит и понимает то, что мы делаем. А не просто потому, что это модно. Сейчас уже много молодых людей, которые тянутся к нашей музыке, они учат детей в музыкальных школах, прививают им вкус к музыке. Часто, когда я приезжаю на концерт, перед служебным входом уже стоят люди: «Ой, пожалуйста, нам не достались билеты». Я обращаюсь к администрации, которая их, как правило, пропускает, но этим зрителям приходится сидеть на ступеньках или на приставных стульях.

- Как вы относитесь к соединению разных жанров в музыке? Хворостовский записал альбом с Игорем Крутым. Анна Нетребко спела с Филиппом Киркоровым. Николай Басков исполняет классические арии на поп-сцене. Нужны такие эксперименты?

- Я хорошо отношусь к таким экспериментам, они привлекают публику, рождают интерес к классической музыке. Я и сам участвую в подобных проектах, например, играл с Ларисой Долиной, с Игорем Бутманом, со Стивом Уандером в Карнеги-холле. В рамках Сочинского фестиваля у нас появился проект с Константином Хабенским - «Карнавал животных» Сен-Санса. Вначале это была просто импровизация: Константин читал, мы играли. Этот проект очень полюбился публике. А в этом году вместе с музыкантами Детского международного камерного оркестра на сцену Зала органной и камерной музыки вышли начинающие артисты студии творческого развития Константина Хабенского, приехавшие в Сочи из Казани и Воронежа. В спектакле они показали какие-то пластические наработки, соображения. Для оркестра испытание было непростым: отыграть чисто, не отвлекаясь на визуальный ряд, нелегко даже опытному музыканту. Но они справились. Каждый номер заканчивался бурными аплодисментами. Я был очень тронут.

- Вам посчастливилось играть со многими известнейшими людьми ...

- Мне действительно повезло в этом отношении. Например, я играл с великим Рихтером. Наша первая репетиция была у него дома, шел первый час ночи, я ужасно нервничал, и у нас ничего не клеилось. Святослав Теофилович вдруг говорит мне: «Соберитесь, Юра, солист на сцене тот, кто стоит!» Я играл на альте стоя, а он сидел за роялем. Я на всю жизнь запомнил эти слова. Позже мне пришлось играть с супругой императора Японии. Очень милая дама, прекрасная пианистка, арфистка, сам император играет на виолончели, а их сын - альтист. Я совсем не волновался рядом с императорской семьей, потому что я уже играл с Императором Музыки - Святославом Рихтером.

- Однажды вы играли на альте Николо Паганини. У вас были еще знаменитые инструменты?

- Тот альт для Паганини сделал Страдивари. Катастрофически сложный инструмент. Сделал на нем несколько гениальных нот, но потом он мне не отвечал. В течение всего концерта я не мог с ним подружиться и думал: «Бедный Николо!» Я счастлив, что мой собственный инструмент со мной дружен. Гварнери, Страдивари - я понимаю, в чем сила этих инструментов. Но взаимодействие с моим инструментом у меня намного больше. Это как в супружестве - у нас есть взаимопонимание.

- Ваши помощники рассказали. что во время сочинского фестиваля вы выкурили почти два блока сигарет. Эта вредная привычка не мешает вам на сцене, вдруг кашель начнется?

- Ни в коем случае! Не может начаться кашель или вдруг зачесаться нос. Это непрофессионально. Хотя у дирижера на вчерашнем концерте был кашель, но это уже издержки простуды, должно быть. Зрители тоже себя ведут не всегда правильно по отношению к артисту. Хотя то, что между частями произведения зрители хлопают, мне порой даже нравится. Некоторых западных звезд это, правда, шокирует, но только поначалу, потом они в восторге и от аплодисментов, и от цветов. Ведь на Западе цветы не дарят, особенно в таких количествах.

- Вам нравится заниматься с молодежью?

- У меня на это остается мало времени. Но, например, из Сочи сегодня по Интернету я провел мастер-класс для музыкантов из Новокуйбышевска, Екатеринбурга, Ярославля и Сочи. Ребята молодцы, порадовали меня. Вообще, фестиваль дал возможность многим раскрыться. Например, я познакомился с очень талантливой девочкой Сашей Зверевой, она флейтистка и уже очень хорошо играет. У нее была мечта - попасть на мастер-класс к известному британскому флейтисту Джеймсу Гелвею. Мы нашли такую возможность на фестивале, девочка сыграла в нашем оркестре партию птички на флейте в «Карнавале животных», и пусть ее партия длилась всего 27 секунд, она ее выучила, приехала сюда, выступила и побывала на мастер-классе. Джеймс Гелвей пригласил ее к себе в музыкальную академию продолжить образование.

- К вам успех пришел внезапно?

- Трудно сказать. Я сейчас вспомнил историю, как впервые записывался во Франции со знаменитым оркестром. Мы играли Берлиоза - «Гарольд в Италии». В месте шествия пилигримов дирижер взял слишком быстрый темп. Я попросил помедленнее, он на меня злобно посмотрел. Снова начали, и снова слишком быстро. Я говорю: это же пилигримы, они не могут с такой скоростью продвигаться... В общем, мы тогда с дирижером друг друга не поняли. Спустя некоторое время я увидел эту запись в музыкальном магазине в Италии и был взбешен. Они же должны были со мной эту запись согласовать, прежде чем ее выпускать. Я купил диск, пришлось купить также и проигрыватель. Моему негодованию не было предела, они выбрали для этой записи, на мой взгляд, худший вариант. Я решил поехать во Францию и поругаться. Поехал на поезде, а на перроне меня встречает менеджер с галстуком в руке. Оказалось, в этот день вручали премию за эту запись. Хоть я и сыграл неверно, слушателям очень все понравилось. Пришлось надевать галстук и получать премию. Такой вот внезапный успех. Хотя я и жалею, что не поругался тогда.

- Как сегодня музыканту стать известным?

- Как говорил мой учитель: «Будете трудиться, от Бога приложится». Разумеется, обладая талантом, надо оттачивать технику. Но у каждого артиста свой творческий путь, свой рецепт успеха. Например, Ванесса Мэй - талантливая и яркая артистка. Я был на ее концертах, где она в коротком платье, облитая водой, играет на электроскрипке. Скажу вам честно про мокрое платье - я видел фигуры и покрасивее, и есть люди, которые гораздо виртуознее играют на скрипке. Но все это в сочетании дало эффект ошеломительного успеха и принесло ей популярность. Я, разумеется, не призываю молодежь обливаться водой на сцене, но будьте в творческом поиске, слушайте свое сердце. Играйте с мордочкой собачки колли, а не бульдога, как говорил Ростропович. Тогда успех обязательно придет.
Автор: Ольга БЕРГЕН
газета «Кубанские Новости»